Тяжело поддерживать изменения в привычках в течение длительного времени. Самый яркий пример — изменение НОВОГОДНИХ решений. Все очень важно постоянно поддерживать прогресс, и положительные изменения должны лишь подтверждать необходимость сохранения новых привычек. Например, на первом приеме было решено пользоваться заменителем сахара, первая фраза при повторной встрече была: «Вам понравилось использовать сахарозаменители?» Через 3 мес необходимо поинтересоваться у пациента, продолжает ли он использовать сахарозаменитель. Это подстегнет пациента сохранить изменения.
Стоматолог может проверить прогресс у пациента при каждом последующем визите, поэтому важно все отражать в карте больного, чтобы иметь возможность освежить информацию в памяти перед приемом. Записи можно построить следующим образом.
Пациент согласился:
Все эти пункты должны быть также записаны и даны пациенту перед уходом, так как он может забыть или исказить какой-либо из оговоренных пунктов. Записи будут хорошим отправным пунктом для стоматолога в начале следующего визита. «У вас получилось купить фторсодсржащий ополаскиватель после прошлого приема?» — спросит врач. Положительный ответ может дать возможность похвалить пациента.
Также можно записать интересные аспекты из социальной жизни пациента, которые могут быть полезны позже. Пациенту будет приятно, если его стоматолог через 6 мес после последнего визита спросит, начал ли он планируемое строительство веранды в этом году. Пациент отметит, какая хорошая память у врача. На самом деле у стоматолога не такая хорошая память, но когда-то он сделал соответствующие записи о пациенте. Такие вопросы могут помочь развитию взаимоотношений между врачом и пациентом и повлиять на мотивацию.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Использование системы оценки в баллах помогает и врачу, и больному постоянно анализировать результат. Например, может быть использована простая система подсчета площади зубного налета. Если пациент говорит, что у него около 10% площади было занято зубным налетом, а после окрашивания оказывается, что его больше, этот факт может побудить к желанию изменить привычки. На следующем приеме сам пациент может вам сказать: «Сколько у меня очков сегодня? Я очень старался улучшить свое состояние с последней нашей встречи».