Роль пациента
В предыдущих трех главах обсуждалось лечение кариеса с помощью удаления зубного налета пациентом, изменения режима питания и самостоятельного применения фтора. Успех борьбы с кариесом во многом зависит от самого пациента, но хорошо известно, что часто пациенты не следуют данным им рекомендациям. Многие знают, что им следует похудеть, делать зарядку, окончить курс приема антибиотиков, заниматься безопасным сексом, бросить курить, но они не делают этого.
Несколько факторов, как известно, влияют на согласие пациента (см. сноску). Их привычки в отношении стоматологического здоровья долж- н ы рассматриваться совместно с образом и условиями жизни пациента, его воспитанием и привычками. Много времени врачи тратят на выработку рекомендаций пациенту, и это очень ценно. Однако если пациент их игнорирует, то это может привести к разочарованию и неудовлетворенности работающей с ним команды стоматологов, и это помимо того факта, что состояние пациента не улучшается.
В данной книге сказано о том, что на кариозный процесс можно повлиять изменением питания, использованием фтора и улучшением гигиены полости рта. Именно поэтому важно понять мотивацию пациента, прежде чем давать ему советы по профилактике кариеса. План профилактического лечения составляется стоматологом, который может направить к терапевту, гигиенисту или человеку, который обучает уходу за полостью рта. В этой главе часты обращения к стоматологу, но информация применима ко всем членам стоматологической команды.
Определение мотивации
Мотивировать — означает стимулировать интерес человека, побуждая его к действию. Существовало много заблуждений насчет мотивации пациентов, чаще всего ошибочно просто говорили пациенту, что нужно делать, затем повторяли еще раз, если они не выполняли с первого раза, или использовали технику принуждения для изменения его привычек. Мотивировать — значит вызвать желание следовать рекомендациям для достижения собственного благополучия. Правильное общение с пациентом — основа мотивации. Согласие соблюдать назначения маловероятно, если пациент не понимает или не может запомнить сообщение, переданное врачом.