Нижеперечисленные факторы влияют на успех вербального общения.
Использование вопросов, требующих развернутых или односложных ответов
Вопросы, требующие развернутых ответов, дают возможность пациенту раскрыться, они помогают дискутировать с ним. В свою очередь, вопросы, гребующие односложных ответов, позволяют акцентировать внимание на проблеме. Например, вопрос: «Вас что-нибудь беспокоит в полости рта?» — требует развернутого ответа, а вопрос: «Я предполагаю, вы обеспокоены количеством пломб, имеющихся у вас?» — требует односложного ответа.
Стоматологический жаргон
Обычно пациенты недопонимают стоматологические термины. Они могли часто слышать слова «зубной камень», «кариес» и «бактерии», но могли не знать их реального значения. Пациенту необходимо простыми словами объяснять значение терминов, также имеет смысл проверить понимание их пациентом, задавая такие вопросы, как, например: «Расскажите, пожалуйста, что вы понимаете под зубными отложениями?» Некоторые пациенты считают, что зубные отложения — это лишь камни, которые должен удалять стоматолог, а не они самостоятельно.
Слова нужно подбирать в зависимости от уровня знаний слушателя, который не должен быть ни обделен, ни запутан полученной информацией. Объяснение причин кариеса химику будет отличным от того, что вы дадите ребенку.
Выслушивание и сопереживание
Ученые предполагают, что мы выслушиваем лишь 25% от наших полных возможностей. Пациент может быть озабочен лечением зубов или иметь другие мысли, такие как забрать детей из школы или о важной встрече на работе. Именно поэтому полученная информация может не запомниться, забыться или не оказать необходимого действия.
Чтобы избежать утери информации, рекомендации и инструкции долж- ны быть даны в начале приема, а затем суммированы и повторены перед уходом пациента. Если рекомендации записать, то пациент будет иметь возможность вспомнить все сказанное.