Общение
Существует мнение, что поскольку мы начинаем учиться говорить с раннего возраста (и в среднем произносим 5000 слов вдень), то способность общаться не является искусством, которым мы овладеваем с возрастом. Стоматолог овладевает методиками лечения, проводит их и совершенствует, точно также происходит и с искусством общаться.
В работе Мерабиана (Меgгаnian) говорится о том, что общение состоит из трех частей:
- 7% использующихся слов несет информацию;
 - 38% — выражает эмоции и отношение;
 - 55% общения осуществляется невербально и тоже выражает эмоции.
 
Понимание соотношения важности этих компонентов поможет объяснить, почему иногда общение с пациентом не складывается, а пациент выглядит безучастным и непонимающим. Эти компоненты будут рассмотрены более детально.
Факторы, влияющие на покладистость пациента
- Рекомендации по уходу за полостью рта воспринимаются плохо пациентами, имеющими не угрожающие жизни хронические заболевания, такие как кариес.
 - Пациенты с хорошим уровнем гигиены полости рта охотнее следуют советам врача, чем те, у кого количество зубного налета достаточно высоко.
 - Восприятие пациентом своей значимости в лечении может быть разным. Пациенты, понимающие, что многое зависит от их собственного поведения (высокий внутренний уровень контроля), добиваются больших успехов, чем те, кто отводит основную роль во всем происходящем с ними удаче, судьбе или действиям специалиста (высокий внешний уровень контроля).
 - Социально-экономический уровень связан с привычками человека; менее послушны пациенты из низких групп социально-экономического развития.
 - Нежелание заботиться о себе, слабое понимание проблемы и постоянный стресс тоже приводят к ненадлежащей работе пациента.
 
Привычка заботиться о здоровье полости рта связана с привычками вести здоровый образ жизни, не курить, делать упражнения, придерживаться здорового питания.
