ПОХВАЛА
Похвала является сильной мотивацией и вызывает у пациента положительные эмоции, в то время как упреки приводят к потере мотивации. Один пациент бросил попытки научиться чистить зубы правильно, потому что как бы он ни старался, его усилия всегда подвергались жесткой критике. Если имеется хотя бы малейшее улучшение или даже незначительное изменение привычек, важно подчеркнуть положительную динамику. Можно сказать: «Я вижу, вы приложили много усилий на изменение характера чистки зубов и ваши десны в области фронтальных зубов выглядят гораздо лучше». После этого можно дать совет, как улучшить состояние оставшихся участков.
ОБСУЖДЕНИЕ
Заз и Холлендер (Szasz и Hollender) установили, что существует три типа взаимоотношений между пациентом и медицинским персоналом.
Активно-пассивные взаимоотношения, когда стоматолог берет на себя всю ответственность, а пациент остается практически безучастным. Пациент под наркозом будет примером этому.
Отношения руководства и сотрудничества, в которых стоматолог рассматривается как эксперт, который дает рекомендации, а пациент их выполняет.
Совместное участие, при котором стоматолог и пациент равны. Мысли, идеи и убеждения пациента так же важны, как и советы и манипуляции врача. Такой тип взаимоотношений наиболее благоприятен для мотивации пациента в профилактическом лечении. Шанс выполнения пациентом всех рекомендаций выше, если имеет место обсуждение его проблем.
Например, если стоматолог считает необходимым уменьшить количество сахара и использовать сахарозаменители, лучше обсудить это с пациентом, чем диктовать ему. Вопросы: «Не хотели бы вы пить чай и кофе без сахара?» или «Как вы относитесь к сахарозаменителям?» — могут стать началом дискуссии.