Факторы, влияющие на мотивацию часть 4


ПОХВАЛА

Похвала является сильной мотивацией и вызывает у пациента поло­жительные эмоции, в то время как упреки приводят к потере мотивации. Один пациент бросил попытки научиться чистить зубы правильно, потому что как бы он ни старался, его усилия всегда подвергались жесткой кри­тике. Если имеется хотя бы малейшее улучшение или даже незначитель­ное изменение привычек, важно подчеркнуть положительную динамику. Можно сказать: «Я вижу, вы приложили много усилий на изменение харак­тера чистки зубов и ваши десны в области фронтальных зубов выглядят гораздо лучше». После этого можно дать совет, как улучшить состояние оставшихся участков.

ОБСУЖДЕНИЕ

Заз и Холлендер (Szasz и Hollender) установили, что существует три типа взаимоотношений между пациентом и медицинским персоналом.

Активно-пассивные взаимоотношения, когда стоматолог берет на себя всю ответственность, а пациент остается практически безучастным. Пациент под наркозом будет примером этому.

Отношения руководства и сотрудничества, в которых стоматолог рас­сматривается как эксперт, который дает рекомендации, а пациент их выполняет.

Совместное участие, при котором стоматолог и пациент равны. Мысли, идеи и убеждения пациента так же важны, как и советы и манипуля­ции врача. Такой тип взаимоотношений наиболее благоприятен для мотивации пациента в профилактическом лечении. Шанс выполнения пациентом всех рекомендаций выше, если имеет место обсуждение его проблем.

Например, если стоматолог считает необходимым уменьшить коли­чество сахара и использовать сахарозаменители, лучше обсудить это с пациентом, чем диктовать ему. Вопросы: «Не хотели бы вы пить чай и кофе без сахара?» или «Как вы относитесь к сахарозаменителям?» — могут стать началом дискуссии.