Иногда хорошее понимание пациентом рекомендаций приводит к изменению привычек, что заметно отразится на здоровье полости рта. К примеру, пациенту с воспалением десны показали новый способ чистки зубов — воспаление десны прошло, его состояние нормализовалось. Это удовлетворяет всех, но так происходит не всегда. Нужно сказать, что в такой же ситуации пациент может вернуться с воспалением и таким же количеством зубных отложений. Когда такое происходит, следует рассмотреть перечисленные ниже факторы.
ОБНАРУЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: УМЕНИЕ ИЛИ МОТИВАЦИЯ?
Стоматолог должен обнаружить, в чем проблема. Возможно, пациент не все понял или он физически не может выполнить процедуру правильно, поэтому не получает результатов. Диагностика может быть простой. Если имеется налет, врач должен выяснить, в состоянии ли пациент его очистить самостоятельно. Если он может, но не делает, проблема только в отсутствии мотивации.
Информировать — не значит изменить привычки. Курение — идеальный тому пример. Многие курильщики знают о вреде курения, но все равно продолжают курить.
ЧЬЯ ПРОБЛЕМА?
Многие люди игнорируют свои проблемы с зубами. Отчасти в этом есть вина врача. Многие пациенты считают, что стоматолог отвечает за заботу об их полости рта. Однако врач видит пациента лишь раз в год в течение 1 ч из 8760. При этом налет формируется постоянно, поэтому именно пациент должен его удалять. Необходимо, чтобы пациент знал и умел делать это, поэтому стоматологам надо уделять время для разговора с пациентом.
Многим людям с детства навязали мнение, что пломбировать и удалять зубы неизбежно и нормально. Пациент среднего возраста, у которого обнаружили 5 новых полостей, сказал: «Это неплохо, мне ведь уже 45. У меня есть возможность сохранить немало зубов к старости, не так ли, доктор?» Этот пациент спокойно относится к заболеванию, имеющемуся у него в полости рта. Попытки мотивировать пациента могут увенчаться успехом, если врач сразу узнает степень выраженности беспокойства о своем стоматологическом здоровье, которое есть у любого пациента. Это важная стартовая точка, от которой врач пойдет в нужном направлении. Все это предостережет стоматолога от преждевременных и ненужных рекомендаций.