У пациента появляется возможность поделиться своими мыслями и убеждениями, что можно считать залогом эффективного взаимодействия.
Если вы попросите пациента пользоваться сахарозаменителями, он, скорее всего, ответит вам, что не любит их вкус и ему будет очень трудно изменить свои привычки. В такой ситуации можно предложить пациенту попробовать чай или кофе с заменителями сахара, но в одну из чашек при этом положить обычный сахар. Каждую чашку можно пометить буквой и предложить пациенту оценить каждый напиток по 5-балльной шкале. Удивительно, но некоторые пациенты на самом деле не могут отличить сахар от сахарозаменителя. Такая демонстрация поможет направить разговор в нужное русло и мотивировать пациента воспользоваться заменителем сахара.
РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
Используя слишком напористый подход, можно легко поставить перед пациентом невыполнимые цели, не оценив при этом его точку зрения.
На пример, если пациенту посоветовать чистить зубы по 30 мин в день, совершенно очевидно невыполнение такой задачи, потому что это абсолютно нереально. Если же пациент включен в обсуждение появляется возможность установить выполнимую задачу. Например, если стоматолог рекомендует использование флоссов, то следует обсудить пользу применения губных нитей и продемонстрировать их использование на одном из квадрантом челюсти, например, на аппроксимальной поверхности зуба с признаками начального кариозного поражения на рентгенограмме. Если предложить пациенту использовать зубную нить 2 раза в неделю, то это может быть рассмотрено им как приемлемая мера. Обучение любому новому навыку следует построить в нескольких этапов. Уже на следующем приеме стоматолог и пациент смогут изменить степень сложности выполняемой задачи, например пациент будет стираться, по возможности, пользоваться флоссами каждый день.