УБЕЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТА
Совсем не обязательно, что пациент будет иметь убеждения, сходные с убеждениями стоматолога. Следующий случай хорошо иллюстрирует это. Исполнительный секретарь средних лет пришла с большим количеством реставраций и множеством кариозных поражений вокруг них. Хотя уровень гигиены полости рта у нее был приемлемым, характер ее питания был неблагоприятным для зубов, так как она все время пила чай и кофе с сахаром на рабочем месте. Пациентка раньше уже была у стоматолога и с детства жила с уверенностью, что все проблемы она сможет решить с помощью бормашины. К сожалению, это больше не представлялось возможным, так как оставшихся твердых тканей было недостаточно для проведения прямой реставрации.
Лучше потратить время на то, чтобы узнать убеждения и стереотипы пациента, так как в последующем это повлияет на характер рекомендаций и взаимодействия с вами пациентов. В данном случае было потрачено много времени, чтобы переубедить пациентку, но все попытки не увенчались успехом. Пациентка вежливо отказалась прийти в следующий раз, она нашла другого стоматолога, который согласился «лечить зубы», т.е. пломбировать.
ИНДИВИДУАЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ СОВЕТ
Если пациенту необходимо изменить свои привычки, он должен почувствовать, что данные рекомендации подходят именно ему. Легко давать всем пациентам заученные и одинаковые советы, такие как правильная чистка зубов щеткой и зубными нитями, значимость снижения количества сахара и использование фторсодержащих ополаскивателей. Однако очень важно подобрать совет, нужный именно этому пациенту. Например, не надо проводить анализ рациона питания у 50-летней пациентки, если ее обследование показало, что кариес не является актуальной проблемой.