Факторы, облегчающие обучение


Когда пациент получает информацию, очень важно, чтобы он еще ее запомнил. Существует несколько способов помочь пациенту запомнить все рекомендации.

УЧАСТИЕ ПАЦИЕНТА

Когда стоматолог старается мотивировать пациента и убедить его выполнять необходимые ему процедуры, недостаточно просто рассказать и пока­зать ему, нужно, чтобы пациент сам принял активное участие в работе. Это можно сделать в стоматологическом кабинете следующими способами:

  • попросить пациента почистить зубы щеткой или флоссом в процессе обучения;
  • показать ему удаленный зуб с кариозной полостью или его собствен­ную рентгенограмму;
  • обратить внимание пациента на части зубных камней, которые были удалены;
  • подарить ему мятные пастилки без сахара;
  • попросить взять с собой и заполнить таблицу по рациону питания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Как правило, врач при общении с пациентом использует только вербаль­ное общение, забывая о том, что зрение, звуки, прикосновения, вкус и запахи тоже могут быть полезны. Информация запомнится лучше, если задейство­вано более одного органа чувств. Поэтому пытайтесь задействовать зрение, слух и тактильную чувствительность пациента, рассказывая что-нибудь новое, тогда полученная информация задержится в его памяти.

Совсем не трудно вовлечь в процесс обучения разные органы чувств. Например, при обучении чистке зубов зубной щеткой врач может положить свою руку на руку пациента, направляя все его движения. Пациент будет чувствовать прикосновения зубной щетки к деснам и слышать звук, кото­рый появляется при правильных движениях зубной щетки, например, при применении бас-методики. Неэффективное царапание щетки по поверх­ ности зубов дает громкий звук, а эффективное проникновение щетинок и межзубные промежутки и вибрационные движения щеткой — очень тихие. Пациент может также увидеть кровь на щетинках. Объясните пациенту, что это результат воспаления, а не его сильного давления на щетку. В конце концов пациента можно попросить провести кончиком языка по поверхностям зубов, чтобы почувствовать гладкую, блестящую эмаль без зубного налета. Аналогично можно использовать все органы чувств при обучении правиль­ному применению зубных нитей. Пациент может увидеть налет на зубной нити, почувствовать неприятный запах налета и ощутить, как легко продви­гается флосс при отсутствии зубного камня между зубами.