Выражение лица
Одна из основных функций мимики — выражение эмоций и отношении к событиям, и стоматолог может легко понять намерение выполнять или не выполнять рекомендации, лишь посмотрев на выражение лица пациента. Пациент тоже обращает внимание на выражение лица врача, по которому может почувствовать осуждение, порицание, недоверие и даже неприязнь. Нее это может повлиять на дальнейшее общение и мотивацию. Простая улыбка может успокоить пациента и вызвать доверие. В некоторых неприятных экспериментах на детенышах обезьян и их мамах вызывали сокращение мимической мускулатуры, в дальнейшем развитие каких-либо отношений между ними было невозможным.
Взгляд
Контакт глаз очень важен, потому что делает возможным для стоматолога и пациента собирать информацию, которая может быть использована в ходе консультации. У студентов возникает чувство растерянности, когда во время разговора пациент смотрит в окно и не происходит зрительного контакта. Они говорят: «Я совершенно не понимаю, слушают ли они меня, продолжать ли мне говорить или лучше остановиться». Им был дан совет: посмотреть, находится ли пациент на уровне вас и не лежит ли он в кресле.
Пациент все же избегает зрительного контакта, прекратите говорить и посмотрите на его реакцию. Отсутствие реакции свидетельствует о том, что он действительно вас не слушает, и тогда вы говорите: «Мне кажется, вы не заинтересованы в том, что я говорю. Для этого есть какие-то причины?» Это приведет к необходимости зрительного контакта и даст возможность пациенту объяснить причину проблемы.
Чтобы понять чувства пациента, попробуйте сами сесть в стоматологическое кресло, показать, как вы чистите зубы флоссом или щеткой, а ваш коллега, используя зеркало, будет стараться дать вам советы. Любой зрительный контакт утрачивается, возникает ощущение появления снисходительности в интонациях при разговоре и чувство полной беспомощности.